(11 – 15 лет)
Ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми, чтобы «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе.
Отличительные признаки подросткового периода таковы:
- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;
- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, вероятность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;
- формирование самооценки, характера;
- возможно возникновение агрессивных форм поведения;
- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор значимой группы;
- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конфликтности по отношению к ровесникам;
- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены;
- склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;
- появление сексуальных влечений и интересов;
- формирование самосознания своего Я, эгоидентичности;
- избирательность в учении, чувствительность, способствующая развитию общих и специальных способностей.
Новообразования в личностном росте:
- «чувство взрослости»;
- самосознание;
- самоопределение (осознание себя в качестве члена общества) и формирование отношения к себе.
Возрастная карта
Возрастной период – средний школьный возраст (11 – 15 лет)
Ведущая деятельность – интимно – личностное общение в процессе общественно полезной деятельности и обучения.
Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений, как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11 – 13 до 14 – 15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных периодов, связанный с бурным развитием личности и физиологическими перестройками (половое созревание).
Этот возраст делится на две фазы:
- негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11 – 13 лет);
- позитивный – старший подростковый возраст (13 -15 лет).
Сравнивая себя с взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости физически, психологически и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике и в манере поведения. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому, представление, ощущение себя в какой – то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости является центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Желание выглядеть в чужих глазах взрослыми усиливается, когда он не находит отклика у окружающих. В стремлении к взрослости и самостоятельности подросток, часто сталкивается с негативностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего родителей) понять и принять его. Особенно характерен в этом отношении младший подростковый возраст.
Для этого возраста характерно определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности к сверстникам. Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признание сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.
В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне, так называемая сенсорная жажда – потребность в получении новых ощущений, с одной стороны, способствует любознательности, с другой – быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении.
Эмоциональная сфера подростков характеризуется повышенной чувствительностью. У младших подростков повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, у старших – с взрослыми. Типичными чертами подростков являются раздражительность и возбудимость. Особенно сильные эмоции вызывает у подростка его внешность.
Выводы:
Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести потребностей:
- Физиологической (дающей импульс развитию физической и сексуальной активности подростка);
- Потребность в безопасности (принадлежность к группе);
- Потребность в независимости и эмансипации от семьи;
- Потребность в привязанности (дружба, любовь);
- Потребность в успехе (проверка своих возможностей);
- Потребность в самореализации и развитии собственного я.
Отношения с родителями
Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые «открывают для себя родителей» и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.
Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящее и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу отца и взаимоотношения с матерью. Однако процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность – подростки требуют от родителей внимания, понимания, поощрения. Собственные проблемы родители « пусть решают сами», подросток лишь оценивает успешность таких решений. Нет готовности пойти навстречу родителям, что-то дать, «поделиться собой». В большинстве случаев присутствует ориентация не только на то, чтобы «взять» от родителей, но и на то, чтобы «дали», сводя собственную активность к нулю.
В семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение «не до тебя». В половине случае в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность.
В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:
- Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.
- Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
- Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
- В целом уменьшается влияние семьи, хотя, по сути, она остается важной референтной группой.
Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия (сопереживание), стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны.
Уважаемые родители рекомендуем Вам больше давать детям самостоятельности, быть рядом с ними и незаметно направлять их в нужное русло. Быть им союзниками, старшими товарищами, к которым они могут обратиться в трудных жизненных ситуациях и получить ответы на все вопросы.
С уважением педагог – психолог старшей школы - Савватеева Т. А.