Главная |Регистрация | Выход | Вход | RSSВторник, 12.12.2017, 09:26

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа № 29 VI вида"

Инструкция по АИС
[12.12.2017]
()
Форма входа
Меню сайта
Дистанционые курсы
Праздник дня
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Психологические особенности подросткового возраста

(11 – 15 лет)

Ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми, чтобы «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе.

Отличительные признаки подросткового периода таковы:

- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, вероятность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;

- формирование самооценки, характера;

- возможно возникновение агрессивных форм поведения;

- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор значимой группы;

- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конфликтности по отношению к ровесникам;

- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены;

- склонность к риску, агрессивности как приемам  самоутверждения;

- появление сексуальных влечений и интересов;

- формирование самосознания  своего Я, эгоидентичности;

- избирательность в учении, чувствительность, способствующая развитию общих и специальных способностей.

Новообразования  в личностном росте:

- «чувство взрослости»;

- самосознание;

- самоопределение (осознание себя в качестве члена общества) и формирование отношения к себе.

 

Возрастная карта

Возрастной период – средний школьный возраст (11 – 15 лет)

Ведущая деятельность – интимно – личностное общение в процессе общественно полезной деятельности и обучения.

Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений, как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11 – 13 до 14 – 15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных периодов, связанный с бурным развитием личности и физиологическими перестройками (половое созревание).

Этот возраст делится на две фазы:

- негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11 – 13 лет);

- позитивный – старший подростковый возраст (13 -15 лет).

   Сравнивая себя с взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости физически, психологически и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике и в манере поведения. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение  подростка к себе как взрослому, представление, ощущение себя в какой – то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости является центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Желание выглядеть в чужих глазах взрослыми усиливается, когда он не находит отклика у окружающих. В стремлении к взрослости и самостоятельности подросток, часто сталкивается с негативностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего родителей) понять и принять его. Особенно характерен в этом отношении младший подростковый возраст.

Для этого возраста характерно определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности к сверстникам. Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признание сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.

   В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне, так называемая сенсорная жажда – потребность в получении новых ощущений, с одной стороны, способствует любознательности, с другой – быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении.

   Эмоциональная сфера подростков характеризуется повышенной чувствительностью. У младших подростков повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, у старших – с взрослыми. Типичными чертами подростков являются раздражительность и возбудимость. Особенно сильные эмоции вызывает у подростка его внешность.

Выводы:

Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется  самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей  деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести потребностей:

  1. Физиологической (дающей импульс развитию физической и сексуальной активности подростка);
  2. Потребность в безопасности (принадлежность к группе);
  3. Потребность в независимости и эмансипации от семьи;
  4. Потребность в привязанности (дружба, любовь);
  5. Потребность в успехе (проверка своих возможностей);
  6. Потребность в самореализации и развитии собственного я.

 

Отношения с родителями

Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые «открывают для себя родителей» и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.

Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящее и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу отца и взаимоотношения с матерью. Однако процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность – подростки требуют от родителей внимания, понимания, поощрения. Собственные проблемы родители « пусть решают сами», подросток лишь оценивает успешность таких  решений. Нет готовности пойти навстречу родителям, что-то дать, «поделиться собой». В большинстве случаев присутствует ориентация не только на то, чтобы «взять» от родителей, но и на то, чтобы «дали», сводя собственную активность к нулю.

В семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение «не до тебя». В половине случае в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность.

В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:

  1. Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.
  2. Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
  3. Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
  4. В целом уменьшается влияние семьи, хотя, по сути, она остается важной референтной группой.

Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия (сопереживание), стремление  помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны.

    Уважаемые родители рекомендуем  Вам  больше давать детям самостоятельности, быть рядом с ними и незаметно направлять их в нужное русло. Быть им союзниками, старшими товарищами, к которым они могут обратиться в трудных жизненных ситуациях и получить ответы на все вопросы.

 С уважением педагог – психолог старшей школы -  Савватеева Т. А.

Выбрать язык
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив
Проголосуй за наш сайт
Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz
администратор сайта proskurinata@mail.ru